Капоэйра

www.kapoeira.ru

Капоэйра (порт. Capoeira) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, реального боя, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.
 

Капоэйра - бразильский вид боевого искусства, в котором используется преимущественно техника ног при тщательно разработанных перемещениях, включающих элементы акробатики, ритм во время тренировки задается традиционными музыкальными инструментами. На сегодняшний день капоэйра является культовой системой единоборств с сотнями тысяч приверженцев во всем мире.

Существует несколько версий возникновения капоэйра. Однако безо всякого сомнения ясно одно - капоэйра это уникальный спортивный сплав южно-американского и африканского континентов.

В ХХ веке капоэйра разделилась на два направления: Ангола и Режионал.

(Редчайшее фото: Местре Бимба основатель Режионал- демонстрирует боевую капоэйра)

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал».

Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Созданные им «8 последовательностей Бимбы» считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих стиль Режионал.

Второй человек, повлиявший на современную капоэйру, был Местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль местре Паштиньи называется «Ангола», в честь той страны на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки).

Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйра, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер.

Федерация капоэйра России - капоэйристская организация №1 в нашей стране.

Рода

Рода - (порт. Roda) круг, место где проходят встречи капоэйристов.

(Беримбау)

Ведущий роду местре становятся в изголовьи круга. Роду образуют капоэйристы, стоящие или сидящии по кругу. Двое капоэйристов входят в игру, иногда используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде зависит от ритма, который играет беримбау, и песен.

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капоэйра» — батерия. Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримбау (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде.

Кроме беримбау, батерия имеет в своем составе:

  • Атабаке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм.
  • Пандейру (порт. Pandeiro) — бубен.
  • Агого (порт. Agogo) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков.
  • Реку-реку (порт. Reco-Reco) — представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая звук.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа — джинга (порт. ginga). Джинга — это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения и удары:

  • Джинга - основное движение капоэйры - покачивание, шаг. Это не только основное движение в капоэйра и не просто танец, это связующее звено в каскаде движений - это суть и основа капоэйра, её лицо. Она индивидуальна для каждого капоэйриста, как и движение рук при ее исполнении, она развивается вместе с ним. Главное не забывать, что это движение танец, но от этого оно не становится менее опасным. Это смертоносный танец.
  • Негачива - наиболее часто используемая защита в капоэйра. Негачива - один из базовых элементов смены уровня жогу и перевода ее вниз. Негачива капоэйра Ангола отличается максимальной приземленностью, тогда как в капоэйра Режионал игрок принимает положение, выглядящее менее расслабленным, чем “полулежачая” Негачива анголеруш. При выполнении этого движения капоэйрист уходит вниз и опирается на три точки: носок, пятку и руку.
  • - колесо, в капоэйра есть множество вариантов ау и оно используется как при атаке, так и при защите. Ау - это большой помощник в случае, если возникает сложная ситуация в жогу и вы не знаете, что делать. Aу одно из наиболее непредсказуемых, эффективных и эффектных движений в капоэйра. Ау - это важнейший компонент подготовки капоэйриста, позволяющий ему контролировать динамическое равновесие, то есть находить устойчивое положение при выполнении любых универсальных движений - наполовину боевых, наполовину акробатических.

Подробнее о технике капоэйра вы можете прочитать на сайте Федерации капоэйра России

Система поясов

В современной капоэйра для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой.

Поясами (порт. cordao) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы. Степень, имя (апелиду) и пояс они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado).

При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшее звание — местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет - пятнадцати лет.

Батизада

Батизада (Batizado) - посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордас» (порт. Troca de Cordas) и обычно проводится вместе с батизаду.